В egs дарят страшное приключение among the sleep. названа следующая игра

Зачем детям общаться?

Первые социальный опыт ребенок получает еще в семье. Кстати, нередко, в наш просвещенный век родители, увлекшись новомодными теориями раннего развития, забывают о простых играх, вроде «ладушек», «ку-ку», о самых простых игровых сюжетах. А ведь наши предки, оставившие нам в наследство эти нехитрые забавы, были мудры

Именно эмоциональные игры и эмоциональное общение наиболее важно в этом возрасте для дальнейшего развития ребенка

Вы видели в нашем обществе человека, который не умеет читать? Если не принимать во внимание социальные низы, то таких очень мало. А встречались ли вам люди, которым тяжело общаться? Да у каждого второго возникают проблемы с общением!

Конечно, в колыбели у малютки нет необходимости постоянно контактировать со сверстниками. Ему пока вполне достаточно родительского общества. Но уже после полутора-двух лет его мир расширяется. И чем дальше, тем больше нужны ему будут и контакты, и конфликты с другими детьми.

Первый опыт взаимоотношений во многом определяет, как человек в дальнейшем будет их выстраивать, как будет относиться к себе, к окружающим людям. Ведь только в общении друг с другом дети могут проявить яркие эмоции, вволю покричать, посмеяться, позлиться, наконец. Они учатся сами выходить из конфликтных ситуаций, мириться и включаться в новую игру. Взрослый с высоты своего авторитета устанавливает в отношениях с ребенком жесткие правила. А дети, общаясь друг с другом, каждый раз находят нестандартное решение, ведь поведение сверстников непредсказуемо.

Но почему одни дети легко вступают в контакт, а другим это сделать крайне сложно?

Как улучшить и нормализовать паттерн сна.

Из-за распространенности нарушений сна у детей, педиатр или семейный врач в каждое из своих посещений или осмотров должен обратить внимание и на этот аспект, расспросив родителей (таблица 3)

Врач должен рассказать родителям о важности здорового сна у ребенка, не менее важного, чем нормальное питание или рост зубов. При наличии каких-либо проблем со сном, необходимо собрать тщательный анамнез, обратить внимание на наличие других медицинских проблем, как то хронические заболевания, респираторные проблемы, припадки, повторяющиеся ушные инфекции, прием медикаментов

Очень эффективно ведение родителями дневника сна ребенка на протяжении недели. Родителей необходимо научить, как разработать ритуалы отхода ко сну и как вести себя ночью при той или иной проблеме

При наличии каких-либо проблем со сном, необходимо собрать тщательный анамнез, обратить внимание на наличие других медицинских проблем, как то хронические заболевания, респираторные проблемы, припадки, повторяющиеся ушные инфекции, прием медикаментов. Очень эффективно ведение родителями дневника сна ребенка на протяжении недели. Родителей необходимо научить, как разработать ритуалы отхода ко сну и как вести себя ночью при той или иной проблеме.

Таблица 3. Вопросы родителями для оценки сна ребенка

Каждый визит должен включать вопросы:

Если в ответ на вопрос родитель указывает на проблемы
В какое время вы укладываете ребенка в постель?
Что обычно происходит в вашем доме перед ужином и засыпанием?
Что вы обычно делаете за 60 и 30 минут до засыпания?
Что происходит, когда выключается свет?
Когда ребенок плачет, как вы отвечаете? Как быстро?
Получает ли ребенок бутылочку или с ним возятся при засыпании вечером?
Получает ли ребенок бутылочку или с ним возятся при ночном пробуждении?
Сколько раз ребенок просыпается ночью?
Как вы или другой родитель реагируете?
Как быстро ребенок снова засыпает?
Во сколько ребенок просыпается утром?
Играет ли ребенок спокойно сам перед засыпанием или ждет, пока к нему кто-нибудь подойдет?
Спит ли ребенок в колыбели или в постели?
Являются ли условия детской комнаты, способствующими засыпанию?
Спит ли ребенок когда-либо с вами в постели?
Спит ли ребенок с игрушкой, мягкой игрушкой или любимым одеялом?
Засыпает ли ваш ребенок днем? Как часто? Как долго?

Как помочь подростку, если вы наблюдаете, что ему снится кошмар?

Предположим, вы заметили, что подростку снится кошмар. Вы, при этом, находитесь в его комнате. И не знаете, как вмешаться в его сон. Чтобы успокоить.

В этом случае:

  1. Не рекомендуем будить чадо. Если он проснется не по своей воли, то может не узнать вас. И еще больше испугается. Как результат, еще больше будет пребывать в состоянии тревоги. А также стресса. Вам наверняка захочется разбудить подростка. Сделать так, чтобы он чувствовал себя комфортно. И перестал бояться. Однако, это очень негативно на него повлияет. Напугает еще больше. Поэтому лучше дать ребенку самостоятельно пережить кошмар.
  2. В обязательном порядке отвлеките тинейджера от ночного кошмара, если он проснулся. Если вы не сделаете этого, то вас ждут серьезные проблемы. Подросток снова уснет. И его будет поджидать тревога. Он снова испугается. Вместо этого предложите тинейджеру пойти на кухню и попить там воду. Или посетить туалет. Во время этих процессов тинейджер сможет отвлечься. И будет отлично себя чувствовать.

Шаг навстречу

Первые детские контакты нередко бывают агрессивными – малыши отнимают друг у друга игрушки, лупят «коллег по строительству куличиков» лопатками по голове. Такой дебют в песочнице совсем не говорит о том, что эти ребятишки всегда будут общаться только агрессивно, это лишь первая и самая простая форма общения.

Вместе с тем появление агрессии – важный этап в развитии общения. Ребенок начинает осознавать понятия «мое – чужое», он пытается постоять за себя, взять инициативу в свои руки, проявить активность.

Например, Верочка всегда была неконтактным ребенком. И неожиданно, в возрасте пяти лет, она стала агрессивна по отношению к другим детям. Родителей это испугало, они обратились к психологу. Однако агрессия оказалась переходом к качественно новому этапу в развитии Веры

Ребенок стал более активным, стал замечать детей, обращая на них внимание таким, пока еще примитивным способом

Комментарий психолога:

«Действительно, агрессия – один из самых распространенных способов «выхода в большой мир». Как ни крути, ребенок должен пройти в своем развитии все этапы, природу не переспоришь.

Иногда (у детей без серьезных нарушений в эмоциональном развитии) готовность к общению появляется к семи годам, когда они уже способны контролировать свои действия (в психологии это называется произвольным поведением). Иногда родители жалуются на то, что хотя в школе их проблемный ребенок ведет себя отлично, дома он словно «слетает с катушек»: кричит, носится, как угорелый, не хочет никого слушать. На самом деле это поведение вполне закономерно. Такому ребенку очень трудно держать себя в рамках «правильного поведения», но он изо всех сил старается это делать. Естественно, потом ему нужна разрядка. Если это ваш случай – подумайте о каких-то спортивных занятиях после школы, на которых ребенок смог бы выплеснуть накопившуюся энергию. Только не бросайте человечка, у которого есть проблемы с общением, сразу в большую команду. Начать можно с «одиночного» спорта, вроде плаванья. Следующий этап – парный спорт с постоянным партнером

И только потом с известной осторожностью можно попробовать заняться спортом в большой команде, если у вашего чада возникнет такая потребность»

Главное же – ваше живое участие в жизни малыша, ваша помощь и поддержка, ваша любовь и уверенность, что все трудности вы вместе сможете преодолеть. Так оно и будет!

Инесса Смык

По материалам журнала «Кутузовский проспект»

За стеклом

Это наиболее сложный вариант «неконтактного ребенка». Он настолько замкнут, что будто отгораживает себя стеклянной стеной от внешнего мира. В психологии такое состояние называется РДА – ранним детским аутизмом (от греческого слова autos — сам, поэтому аутизм — это погруженность в себя). Психиатры диагностируют аутизм уже на первом году жизни, а иногда – в возрасте двух-трех лет.

Встречается РДА не так уж редко: от 4 до 15 случаев на 10 000 детей, причем у мальчиков чаще, чем у девочек. У этого заболевания есть несколько ярких признаков, которые, к сожалению, родители нередко принимают за особенности характера и не обращают на них особого внимания. И, если это единственный ребенок в семье, родителям просто не с чем сравнивать поведение своего чада.

Такой ребенок не вызывает проблем, не доставляет лишних хлопот, он опять же удобен – сидит себе все время в уголке: то кубики с места на места перекладывает, то машинку туда-сюда возит. Пять раз. Десять. Сто. И один не боится оставаться, а, напротив, очень любит.
И лишь когда такой ребенок попадает в детский коллектив, становится понятно, что он весьма отличается от других детей.

Какие же особенности поведения должны насторожить родителей?

  1. Ребенок никак не стремится к общению. Еще в младенчестве он не радуется маме, не оживляется при ее появлении.
  2. Когда его берут на руки, он не протягивает с готовностью ручки, не пытается в ответ ухватиться за шею взрослого, а висит, точно куль с мукой.
  3. Малыш не любит смотреть в глаза. Вместо этого он смотрит как бы сквозь людей.
  4. У таких детей поздно и трудно развивается речь. Они способны много раз монотонно повторять одну и ту же фразу. Повторяют они и одни и те же действия, могут подолгу раскачиваться, трясти погремушку, хлопать ладошкой и пр.
  5. У аутистов особенная походка: то на цыпочках, то вприпрыжку. Обычное выражение их лиц – задумчивая отрешенность.

Стратегия и тактика ваших действий

Психолог Мария Ряховская рекомендует:«Если вы заметили у своего ребенка какие-то признаки аутизма, покажите его психоневрологу. Он направит малыша на электроэнцефалограмму. После нее диагноз аутизма можно поставить или снять совершенно точно. В случае подтверждения диагноза ни в коем случае не паникуйте. Ваш ребенок – не сумасшедший! Это заболевание вполне поддается коррекции. Однако будьте готовы к совместной длительной работе с психологом»

Маленькому аутисту очень важно выйти из мира своих грез в реальный, сегодняшний день. Поэтому привлекайте его к домашним делам, давайте несложные поручения, приучайте помогать более слабым

Прекрасно, если он поможет вам ухаживать за «братьями меньшими» (причем лучше выбрать не рыбок или черепашек, а кого-то теплого и пушистого щенка, котенка, хомячка). Эти животные способны вызвать живой эмоциональный отклик и стать предметом заботы: «мы в ответе за тех, кого приручили».

Разорвать порочный круг

Люди, которые переживают повторяющийся кошмар, в некотором смысле застревают на определенном способе реагирования на сценарий сна и его ожидании. Были разработаны методы лечения, помогающие устранить повторяемость и разорвать порочный круг ночных кошмаров.

Один из методов состоит в том, чтобы визуализировать кошмар во время бодрствования, а затем переписать его, то есть изменить историю, поменяв один аспект: например, исправить конец сна на что-то более позитивное. Также решением могут быть осознанные сновидения.

В осознанных сновидениях мы понимаем, что спим, и иногда можем влиять на содержание своего сна. Осознанность в повторяющемся сновидении может позволить нам по-другому мыслить или реагировать на сон и тем самым изменить его повторяющуюся природу.

Однако не все повторяющиеся сны плохи сами по себе. Они могут быть даже полезны, поскольку информируют нас о наших личных конфликтах и противоречиях

Обратив внимание на повторяющиеся элементы сновидений, возможно, мы сможем лучше осознать и разрешить наши самые большие желания и терзания

Причины ночных кошмаров у детей:

  • Подобно ночным страхам, плохой сон может увеличить частоту кошмаров.
  • Генетическая предрасположенность к ночным кошмарам (их наличие у родителей).
  • Частота ночных кошмаров может увеличиваться в связи со страхом снова испытать кошмар, ребенок не может переключиться, находится в ожидании очередного кошмара.
  • Разлука со значимым взрослым, матерью (психическая депривация)  в первые годы жизни может послужить причиной для ослабления или потери чувства безопасности у ребенка,  стать почвой для возникновения кошмаров в будущем.
  • Недостаточная игровая активность детей, особенно в общении со сверстниками.
  • Несчастные случаи, испуги, серьезные заболевания  и операции, сопровождаемые страхом смерти.
  • Неблагоприятная ситуация в семье, стресс, травматические события, эмоциональный шок, потрясения могут вызывать кошмары. О наличии психологических причин говорит частота кошмарных снов, однотипность по смыслу, навязчивость.

Что делать?

  • В качестве профилактики ночных кошмаров подойдут простые методы, такие как ночник в комнате, приоткрытая дверь в спальню.
  • Снижение эмоциональной нагрузки перед сном, расслабление: душ, чтение.
  • При возникновении кошмара ребенка необходимо успокоить, создать у него чувство защищенности.
  • Не обсуждать при ребенке кошмары, что может вызвать фиксацию на них.
  • При частом возникновении кошмаров, нарушающих повседневную жизнь, обратиться к специалисту – психологу или психотерапевту.
  • С помощью специалиста — психотерапевта выявить и нейтрализовать последствия стресса и травмирующих событий. В результате терапии кошмары потеряют свое отрицательное воздействие на психику ребенка или прекратятся совсем.

ИСТОРИЯ

Мальчику 5 лет часто снятся кошмары, сюжеты похожи: «разбилось окно», «в доме вылетели все стекла», «выпал из окна», «в окно бросили камень». Во сне постоянно происходит что-то неприятное, окно не защищает, избежать опасности нельзя даже у себя дома, ощущается безысходность. При работе с семьей выяснилось, что родители в длительное  время находились в сложных отношениях: конфликты, ссоры, напряженная атмосфера, а после развода ребенка отдали бабушке.  Длительный стресс и психическая травма нашли отражение в детских ночных кошмарах.

Каких рекомендаций подростку нужно придерживаться, чтобы избавиться от ночных кошмаров?

Чтобы подросток смог быстро и легко засыпать, он должен помнить о ряде правил. Они позволят тинейджеру укрепить свой сон. И сделать так, что ночные кошмары перестанут его беспокоить раз и навсегда.

Подростку нужно отказаться от синего света

Когда в комнате подростка ночью включается синий свет, то это негативно влияет на его здоровье. Уровень мелатонина в крови снижается. А этот гормон необходим для того, чтобы крепко спать. И отлично себя чувствовать.

Мы рекомендуем подростку ни в коем случае не играть в компьютер перед сном. Также, ему не нужно и сидеть в своем телефоне. Его нужно откладывать в сторону минимум за 60 минут до того, как ложиться спать.

Если подросток не будет откладывать телефон перед сном, то будет тяжело засыпать. И, как следствие, его будут мучать ночные кошмары.

Подростку нужно зевать

Как ни странно, но обычные зевки могут улучшить состояние тела подростка. Сделать так, что он быстрее уснет. И что его сон будет более крепким.

Помните, что, зевая, подросток вызовет у себя сонливость. Благодаря этому действию, он немного обманет организм. И сделает так, что его глаза чада начнут слипаться. Как следствие, спровоцируют желание спать.

Если подросток не может спать, то пусть действует наоборот — пытается разбудить себя

Если подросток не может уснуть и чувствует себя бодрым, то пусть поступает иначе. Так, как если бы он не хотел спать. Он должен максимально бодрствовать. Сидеть на кровати. Держать глаза открытыми. Смотреть в потолок. И так далее.

Через пять минут после проделывания подобных действий, подросток почувствует себя уставшим. Захочет спать. И быстро отойдет ко сну.

При этом, подросток не должен ни в коем случае смотреть за тем, что происходит в телевизоре. Читать разнообразные виды книг. А также думать мысли, которые могут его взволновать.

Подростку нужно засыпать в той обстановке, к которой он привык

Научите подростка засыпать в той обстановке, к которой он привык. Например, под небольшой лампочкой. Или включив негромкую музыку. Если мозг увидит элементы, которые появляются, когда подросток спит, то поймет: пора спать. И начнет намного быстрее и легче отходить ко сну. Как следствие, ночных кошмаров у чада не будет. Он сможет отлично выспаться. Поскольку его сон будет крепким.

Ночные страхиПричины ночных страхов у детей:

    • Генетическая предрасположенность; если один (или оба) из родителей страдал в детстве или страдает сейчас от ночных страхов, вероятность, что ночные страхи будут преследовать и ребенка, довольно велики. 
    • Ночные страхи испытывают дети с врожденной нервно-соматической ослабленностью:  повышенной чувствительностью, неустойчивостью настроения, нарушенным обменом веществ, частыми заболеваниями, заиканием, тиками.
    • Избыток дневных впечатлений.
    • Психологические причины: ранняя разлука с матерью, тревожные расстройства, психические травмы, испуги, напряженная беспокойная обстановка в семье, конфликты,  агрессия по отношению к ребенку.

Ночные кошмары

Кошмары отличаются от ночных страхов. Они возникают во время «быстрого» поверхностного сна, приводят к внезапному пробуждению и эмоциональному стрессу.

Во время кошмаров ребенок может испытывать не только обычный страх и беспокойство, но и другие сильные эмоции: грусть, гнев, отвращение.

Кошмары, как правило, происходят ранним утром, в отличие от ночных страхов, происходящих поздним вечером. Дети обычно хорошо помнят детали сна, могут подробно описать события сновидения.

 В отличие от ночных страхов, дети, которым приснился кошмар, просыпаются полностью и испытывают трудности с засыпанием из-за стресса. Отсутствуют такие симптомы как покраснение и потоотделение при пробуждении. Но как и  при возникновении ночных страхов у ребенка повышается частота сердечного ритма.

Кошмары чаще всего испытывают дети в возрасте между 5 и 10 годами, а затем частота проявления значительно снижается. Ночные кошмары переживает хотя бы раз каждый третий ребенок.

Ночной энурез

Ночной энурез или ночное недержание мочи является одной наиболее преобладающих и стойких проблем у детей. Энурез классифицируется как первичный, если ранее ребенок никогда не был «сухим» в постели и вторичный, если возникает после того, как ребенок в течение минимум года мог сдерживать мочеиспускание. Первичный энурез встречается гораздо чаще и маловероятно является следствием патологии.
Этиология первичного энуреза является, скорее всего, мультифакторной. Часто первичный энурез связан с семейным анамнезом. Умение сдерживать мочеиспускание тесно связано со зрелостью нервной системы и ребенок, который в возрасте 1-3 лет задержан в развитии, имеет гораздо больше шансов быть энуретиком в шесть лет. У детей-энуретиков была обнаружена меньшая функциональная емкость мочевого пузыря (объем мочи, который мочевой пузырь способен удерживать), чем у детей без энуреза, хотя истинная емкость не различалась. И наконец, энурез относится большинством исследователей к парасомниям, поскольку наблюдается только в стадиях NREM сна. Тем не менее, несмотря на субъективное мнение родителей, детей-энуретиков разбудить не сложнее, чем остальных.
В большинстве случаев, если при тщательно собранном анамнезе, общем и неврологическом осмотре отсутствуют симптомы других нарушений, не требуется проводить дополнительных диагностических исследований, включая анализ мочи. Как правило, еще до первого визита к врачу, родители уже предпринимают какие-то меры, в частности ограничивают вечерний прием жидкости, будят ребенка, чтобы он сходил в туалет до того, как сами родители лягут спать. Хотя иногда врачи и прибегают к медикаментозному лечению, такому как назначение имипрамина (тофранил) и как следующий этап десмопрессина (DDAVP), многочисленные исследования показали превосходство сигналов «влажности» в плане эффективности, отсутствия побочных эффектов и редком проценте повторения эпизодов. Эти устройства доступны через аптеки или могут быть заказаны через Интернет.  Существует также «тренировка сдерживания» (мочевого пузыря), которая подразумевает ряд методов, что лежит, однако, за рамками этой статьи (см. Sheldon).

Шизофрения пожилого возраста

Шизофрения в старческом возрасте – явление также очень редкое. Проблема состоит в том, что ее симптомы принимают за старческое слабоумие, пока не появятся стойкий бред и галлюцинации.

Шизофрения у пожилого человека начинает проявляться с подозрительности и опасений, что ему хотят навредить, его хотят обидеть. Такой больной с настороженностью относится к людям, как правило, с агрессией. Предполагая опасность от каждого постороннего, человек изолируется от общества, замыкается в себе и прячется от всего мира. Становится, что называется, «противным старикашкой».

Эмоции стариков с шизофренией неадекватны. Они неуместно смеются или плачут, настроение их быстро меняется. В другом случае их поведение отличается застенчивостью, чрезмерной скромностью. Или же наблюдается эмоциональная тупость, безэмоциональность. Искажается речь, она характеризуется скудностью высказываний, спутанностью. Зачастую люди просто отмалчиваются.

Наблюдается эпизодическая дереализация, когда больной не понимает, где он находится, в какой эпохе живет, не узнает близких. Деперсонализация выражается в непонимании кто он сам.

Характерный симптом – явление к больному умерших родственников, друзей, знакомых.

В старческом возрасте чаще остальных развивается параноидная форма заболевания.

Совместный сон

Совместный сон – это термин, который относится к родителям и детям, которые спят в одной постели. Многие эксперты неодобрительно относятся к такой практике из-за озабоченности возможными сексуальными домогательствами или нарушением личностной независимости. Однако статистические исследования не подтверждают достоверно этих опасений. Совместный сон особенно развит в ряде культур, считается, что он способствует чувству безопасности и любви у ребенка. Независимо от вышесказанного, можно утверждать, что частота совместного сна гораздо выше, поскольку родители могут просто не говорить об этом или даже скрывать из-за опасения, что врач неодобрительно отнесется к этому. По разным данным, 33-55% дошкольников и 10-23% школьников спят в одной постели с одним из родителей. Нельзя не учитывать вероятность драматических последствий, не связанных собственно с нарушениями сна. Недавно специальная комиссия в США опубликовала доклад, в котором за 8 лет описаны 515 смертей детей в одной кровати со взрослыми. Примерно каждая четвертая смерть была вызвана механическим сдавлением ребенка взрослым. Три четеврти случаев были вызваны механическими нарушениями кровати, матраса, которые привели к странгуляции и удушению ребенка.

Проблемы со сном у старших детей.

В подростковом возрасте или чуть раньше, проблемы со сном снова становятся более актуальными. Поскольку родительский контроль убывает, а образовательные и социальные требования возрастают, сон может начать становиться все более и более непостоянным. Иногда возникает задержка начала засыпания, уменьшение времени сна и повышенная дневная сонливость. В ряде случаев, у таких детей может развиться синдром задержанной фазы сна. Это означает, что они не могут спать ночью и не могут бодрствовать днем. Такое состояние может представлять форму избегания школьных занятий. Лечение заключается в строгом контроле времени засыпания, которое постепенно сдвигается к вечеру. Суммарно проблемы со сном и предполагаемые меры представлены в таблице 2.

Таблица 2. Нарушения сна в различном возрасте.

Возраст
Нарушение сна
Рекомендации
0 – 4 месяца
Ночные пробуждения и питание соответствуют возрасту
 
4 – 12 месяцев
Ночные пробуждения, требования ночного питания
Систематическое игнорирование, «пробуждения по расписанию»

Увеличение интервала приема кормления, уменьшение объема пищи, длительности кормления
2 – 4 года
DIMS
Предсказуемая процедура и условия засыпания, система поощрений, установка ограничений
3 – 6 лет
Ночные страхи
«Пробуждение по расписанию», иногда медикаментозное лечение
6 – 12 лет
Ночной энурез
«Сигналы влажности», тренировка, медикаментозное лечение
8 – 12 лет
Сомнамбулизм
Меры предосторожности, «пробуждение по расписанию»
Подростки
Синдром задержанной фазы сна.
Нарколепсия

Установка ограничений, постепенный сдвиг засыпания на раннее время. 
Обращение к сомнологу

Любой
СОАС
Обращение к сомнологу, возможное оперативное лечение

Снохождение и сноговорение

При снохождении  (somnambulism) и сноговорении (somniloquy) ребенок садится в постели с открытыми глазами, но так называемым «невидящим взором». Активность может варьировать в диапазоне от бесцельного беспокойства в постели вплоть до реального хождения по дому. Речь нечеткая и редко носит внятный, понятный характер. Эти расстройства возникают у детей школьного возраста, больше у мальчиков, чем у девочек, и часто сопровождаются также энурезом. Дети со снохождением могут получать травмы и родителям необходимо предпринять меры, чтобы избежать опасных ситуаций, например, падения с балкона или лестниц. Спальные комнаты для таких детей должна находиться на первом этаже, окна и двери надежно закрыты. Во время эпизода снохождения родители должны минимально вмешиваться и воздерживаться от того, чтобы встряхивать его, кричать на него

Такой тип поведения во сне обычно проходит с возрастом и обычно не требует специального вмешательства, кроме мер предосторожности, указанных выше. Другой способ – это так называемые «пробуждения по расписанию»

Родители ведут дневник, на протяжении нескольких ночей записывают время, когда происходит снохождение и затем начинают будить ребенка за 15 минут до предполагаемого времени. При  этом необходимо убедиться, что ребенок находится в состоянии полного бодрствования как минимум 5 минут. Использование такого метода устраняет снохождение у 80% детей.

Нарколепсия

Нарколепсия нехарактерна для детского возраста, хотя может встречаться у подростков. Основным симптомом, как и у взрослых, является повышенная дневная сонливость. Очевидно, что это может создавать сложности в процессе обучения. У детей катаплексия или гипнагогические галлюцинации встречаются значительно реже, чем у взрослых. Вначале ребенок начинает испытывать сложности при утреннем пробуждении. После пробуждения может отмечаться некоторая спутанность, ребенок может быть даже агрессивным в словах и поступках. Диагноз может быть довольно трудным, начальная полисомнография может быть нормальной. Если диагноз остается под сомнением, показаны повторные полисомнографии. Таким детям может помочь регулярный короткий дневной сон. Иногда может потребоваться медикаментозная стимуляция. Поскольку это пожизненное заболевание с повышенной смертностью, дети с нарколепсией должны находиться под контролем специалиста-сомнолога.

Что такое буллинг в школе

Буллинг (от английского bullying — «запугивание», «издевательство», «травля») — это агрессия одних детей против других, когда имеют место неравенство сил и жертва показывает, как сильно её это задевает.

Буллинг не всегда выражается в физическом нападении. Чаще происходит психологическое насилие в форме:

  • словесной травли (оскорбления, злые и непристойные шутки, насмешки и прочее);
  • распространения слухов и сплетен;
  • бойкота (одна из самых опасных форм буллинга, так как чаще остальных приводит к суициду).

Кто такой буллер

Буллеры — это дети, которые выступают агрессорами. Хотя в процессе буллинга они находятся в позиции силы, на деле буллерам тоже приходится несладко. Причиной такого поведения чаще всего являются проблемы в семье.

Что делать, если ребёнок стал жертвой буллинга

Жертвой буллинга может стать абсолютно любой ребёнок, вне зависимости от благополучности семьи, заботы родителей и уровня развития

Важно, чтобы взрослые не оставляли без внимания случаи травли, даже если агрессия (пока) не направлена на их детей

Как распознать буллинг и чем он опасен

Если ребёнок стал жертвой, но не рассказывает об этом напрямую, о травле можно догадаться по другим физическим и психологическим признакам:

беспричинные боли в животе и груди;
нежелание идти в школу и плохая успеваемость;
нервный тик, энурез;
печальный вид, беспокойство, тревожность;
нарушенный сон, кошмары;
длительное подавленное состояние;
участившиеся простуды и другие заболевания;
склонность к уединению, нежелание общаться;
проблемы с аппетитом;
излишняя уступчивость и осторожность.

Школьная травля имеет самые неприятные последствия для всех участников. Ученики, подвергающиеся буллингу, пребывают в депрессии, склонны к развитию психических расстройств и нередко предпринимают попытки самоубийства.

Дети-агрессоры испытывают проблемы со школьной успеваемостью, приобретают криминальные наклонности и вынуждают педагогический коллектив заниматься поддержанием дисциплины вместо ведения уроков.

Очевидцы травли зачастую испытывают страх оказаться на месте жертвы и могут присоединиться к буллерам. Либо испытывают чувство вины за своё невмешательство и получают травму наблюдателя. Таким образом, школьные издевательства подрывают всю систему образования, провоцируя общее напряжение, отчуждение и жестокость.

Диагностика и лечение ночных кошмаров

При диагностике в первую очередь с пациентом, страдающим кошмарами, проводят клиническое интервью для того, чтобы определить, что происходит в его жизни, и как он это ощущает. Далее его направляют на видео-ЭЭГ – проверку в лаборатории сна, чтобы увидеть взаимосвязь между активностью мозга и внешними проявлениями сна: как человек спит, как он двигается в кровати, как просыпается. Эта проверка показывает, какие фазы сна нарушены у пациента и нуждается ли он в медикаментозном лечении. Также это помогает правильно выстроить прихотерапевтическое лечение. Сами по себе кошмары диагностируются исключительно клиническим интервью, однако, чтобы приступить к их лечению, необходимо выявить их содержание. Если человек в попытке избавиться от кошмаров начнет принимать снотворные, это может только усугубить проблему. На данный момент не существует ни одного снотворного, которое обеспечивало бы здоровый, ровный и глубокий сон.

Самая важная составляющая лечения ночных кошмаров – это психотерапия. Существует несколько лечебных моделей работы с такими снами, например, в рамках когнитивно-поведенческой терапии. Все эти методики между собой похожи и направлены на «замену сновидений». Дело в том, что мы можем дать своему мозгу задание, указание на то, что мы хотим увидеть во сне. Мы способны корректировать свои сны и оказывать влияние на их содержание. Техники замены сновидений крайне эффективны. Обычно с помощью подобных методик от ночных кошмаров можно избавиться в течение 2-3 сеансов с психотерапевтом. Во время встречи с пациентом специалист выявляет структуру кошмара, его содержание, а также эмоции, которые пациент испытывает. Далее пациенту предлагается переписать сценарий кошмарного сна и определить, в каком направлении ему хотелось бы видеть его развитие. После этого мозг фиксируется на новом сценарии и обрабатывает информацию, “показывая” пациенту новый вариант сна. В случаях с психическими расстройствами кошмары также легко вылечить как симптом, однако, к сожалению, это не избавит человека от самого заболевания.

Заболевания и расстройства

Нарушения инициации и поддержания сна

Нарушения инициации и поддержания сна (disorders of initiating and maintaining sleep — DIMS) чаще всего встречаются у детей дошкольного возраста ввиду особенностей психологического развития и сложностей, присущих этому возрасту. Иногда у родителей возникают сложности в установке твердых ограничений или согласия с требованиями ребенка – «еще один стакан», «еще одну сказку». Родителям в таких случаях рекомендуется воспринимать такие попытки задержки отхода ко сну спокойно, но твердо, игнорируя протесты ребенка. Избежать дальнейшей конфронтации можно, сказав ребенку, что дверь в его комнату будет открытой, пока он находится в постели, но будет закрыта (не на замок), если он попытается встать с нее. Одна из рекомендуемых методик называется «постельный паспорт» — карточка с написанным на ней именем ребенка, которая может быть обменена без штрафа за один короткий выход из спальни за вечер и затем возвращается родителю на остаток вечера. Для детей, испытывающих сложности засыпания, может быть полезно разработка предсказуемой процедуры – 3 или 4 компонента, длительностью от 20 до 30 минут, например, сказка, песня, напиток, массаж спины; постоянное использование такой процедуры очень эффективно. Процедуру можно сдвигать по времени все раньше, до желаемого времени.

Почему ребенку снятся кошмары?

Сон — это «больная» тема для большинства молодых родителей. Ведь причин для плохого сна у маленьких детей ничуть не меньше, чем у взрослых. Дети также подвержены стрессам, страхам и могут иметь целый багаж психологических и эмоциональных травм, которые в силу возраста и неумения с ними работать могут уходить глубоко в подсознание, в том числе вызывать ночные кошмары. Сны с пугающими сюжетами могут быть «спутниками» заболеваний (воспалительные процессы, ОРВИ, лихорадка и другие)

Поэтому родителям важно разобраться с причинами, вызывающими кошмары.



Непосредственно ночным кошмаром называют такое состояние у маленьких детей, когда им снятся угрожающие и пугающие образы или ситуации. Кошмар зарождается в фазе быстрого сна. Это могут быть как размытые абстрактные образы или состояния, а могут быть вполне сформированные сюжеты со своей внутренней логикой и персонажами. Это могут быть единичные случаи, а может стать продолжительным периодом.

Комментарий психолога Анастасии Гусевой:


«Кошмар — это сновидение, которое имеет такой эмоциональный окрас, из-за которого человек испытывает состояние страха, опасности, ненадёжности. Появление кошмаров сопряжено со способностью нашей психики выталкивать негативные переживания — символы, образы, ситуации — в подсознание. Таким образом, сновидение — это информационно-материализованное пространство внутри нас, которое мы можем видеть, слышать, а некоторые люди даже чувствовать запахи, и которое может контактировать с той частью нашего опыта и бессознательной жизни, которая была вытеснена или находится в стадии “переработки”».

Выводы

Стать жертвой буллинга может любой ребёнок, вне зависимости от физических, интеллектуальных способностей или материального положения. Психологическую травму получают не только участники травли, но и её свидетели.

Если вы узнали, что в вашей школе практикуется травля, нельзя оставаться в стороне и пускать ситуацию на самотёк. Обсудите её с учителями и другими родителями и постарайтесь найти выход.

Поговорите о буллинге со своим ребёнком, объясните, как нужно действовать, если он или другие дети в школе подвергаются издевательствам. Развивайте у ребёнка эмпатию и уважение границ других людей, чтобы он сам не стал агрессором.

Но если несмотря ни на что ваш ребёнок регулярно подвергается нападкам одноклассников — оградите его от травмирующего опыта, сменив школу или форму обучения.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Dark stalker
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: