Чёрная метка
Давным давно, Надежда Миль, дочь авиаконструктора Михаила Миля, в беседе с автором статьи заявила, что отечественному вертолетостроению была выдана черная метка. Она имела в виду черный круг эмблемы ВР, размещенный на офисном здании холдинга в Томилино.
Многолетнее продление эксплуатации имеющихся вертолетов при весьма умеренных затратах по сравнению с закупками новых изделий, позволяет осуществить модернизация уже имеющихся машин. В ряде случаев модернизация может продлить жизнь военному вертолету на двадцать, а то и тридцать лет.
Вот почему многие небогатые государства (например, Иордания, Аргентина, Филиппины) вместо приобретения новой вертолетной техники ищут возможности модернизировать имеющиеся у них машины путем принятия комплексных мер по их совершенствованию.
Однако Россия пока великая авиационная держава и не самая бедная страна. Надо понимать, что на модернизации далеко не уедешь, надо идти вперед. Нашей стране нужны новые перспективные и гражданские, и военные вертолеты.
Но, наверное, это только мечты. Госфинансирование программы развития авиационной промышленности РФ в 2022 может снизиться на 44% и составить 42,3 млрд. рублей. В 2023 году эту цифру планируется еще снизить до 38,9 млрд. рублей, в 2024 году финансирование несколько повысится и должно составить 48,5 млрд. рублей. А если учесть, что финансирование новых авиационных разработок осуществляется государством, то не видать нам в будущем ни новых самолетов, ни вертолетов. А жаль!
Дубайская провал
На выставке Dubai Airshow 2021 были продемонстрированы сразу шесть натурных образцов вертолетной техники. Впервые были показаны ударные вертолеты Ми-28НЭ и Ка-52, многоцелевая машина Ми-171А2 и легкий вертолет Ка-226Т «Альпинист». Чем же они так интересны? Наверное, тем, что были произведены в прошлом столетии и являются не новыми вертолетами, а глубоко модернизированными машинами!
В ВР тоже подвели итоги своей работы на дубайском авиасалоне. И они, несмотря на шумиху, поднятую отечественными средствами массовой информации, не блещут сенсациями. Сам глава ВР не подтвердил подписание контракта на десяток военных вертолётов.
Подписано соглашение о намерениях о поставке четырех «Ансатов» и одной гражданской версии Ми-17−1 В в интересах полиции эмирата Рас-эль-Хайма. Но этот вертолет не сертифицирован в ОАЭ. Есть твердый контракт на поставку двух вертолетов Ми-171А2 Перу. Ни один Aurus («Ансат» в бизнес-компоновке) не был продан со времён прошлого МАКС-2019.
Вертолет «Ансат»
Проект ВР поставки Индии модернизированных Ка-226Т находится в подвешенном состоянии, так ни одного такого вертолета холдинг еще не поставил. Сертификация БАС-200 (вертолётный беспилотник) ожидается в недалеком будущем. Она будет первым «блином» и для «Вертолётов России», и для наших сертифицирующих органов. Хорошо, если этот блин не станет комом.
Было подписано соглашение о намерениях поставки четырех «Ансатов» и одной гражданской версии Ми-17−1 В в интересах полиции эмирата Рас-эль-Хайма. Но этот вертолет не сертифицирован в ОАЭ. И когда будет сертификация, непонятно.
В общем ВР не показала весомых результатов, однако руководители холдинга не видят в этом своей вины! В общем, хотели как лучше, а получилось как всегда.
Все хорошо, прекрасная маркиза… особенно на бумаге
8 ноября этого года глава холдинга «Вертолеты России» (ВР) Андрей Богинский встретился с президентом России Владимиром Путиным и с гордостью заявил, что холдинг до 2025 года произведет более 1100 вертолетов. Какие же это будут винтокрылые машины? В, основном, модернизированные и проекты на бумаге.
Это, отметил Богинский, вертолет Ми-171А3. Его особенность в том, что это — специальный вертолет, который создается для полетов над водными поверхностями, на морские буровые платформы. Это глубокая модернизация Ми-171, который, в свою очередь, является модификацией вертолёта Ми-8АМТ. А последний производится уже более 30 лет! Что будет с Ми-171А3, неизвестно, поскольку он в 2021 году проходит только испытания.
Глава ВР рассказал также о проекте разработки тяжелого вертолета AC332 AH с Китаем. Переговоры начались 13 лет назад, а воз и ныне там, хотя в 2016 году в ходе визита Путина в Пекин было подписано межправсоглашение.
Вертолет Ми-171
25 июня 2021 года был подписан контракт, но Россия, как мелкий подрядчик, будет разрабатывать только часть агрегатов: трансмиссию, рулевой винт и противообледенительную систему. Предварительные ТТХ нового вертолета выглядят так: макс. взлетная масса — 38,2 тонны, грузоподъемность составит внутри фюзеляжа — 10 тонн, на внешней подвеске — 15 тонн. Практический потолок — 5,7 км, дальность — 630 км, скорость — 300 км/час.
Сегодня проект находится в ранней стадии. Был согласован только технический облик вертолета, а его макет был представлен впервые на China Helicopter Expo в Тяньцзине в 2015 г.
Новый вертолет будет близок по характеристикам к Ми-26. Но в России для этого вертолета нет большого рынка. Поэтому право продажи за рубеж предоставлено только Китаю, Россия же опять останется с носом!
Третий проект, о котором заявил Богинский, это непонятный соосный однодвигательный вертолет. По его словам, этот проект был начат еще в 2016 году, сейчас Россия находимся на этапе изготовления первого летного прототипа и создания стендовой базы для проведения наземных и летных испытаний.
Эти работы выполняются на российском дочернем предприятии в Европе, в Италии, как заявил Богинский, «с целью того, чтобы потом его сертифицировать и выйти на те рынки, которые имеют, скажем так, продукцию с сертификатом EASA (Европейского агентства по безопасности полетов) и FAA (Федерального управления гражданской авиации США), которые, к сожалению, пока имеют большие преференции, чем наши.
Дадут ли этот сертификат нашему вертолету, также не понятно. Если нет, то он никому не будет нужен. Аналогов в мире по весу, скорости, грузоподъемности хватает.
Богинский также представил Путину проект вертолета для города, аж… на электрической тяге! По словам главы ВР потребность в таких вертолетах — более 15 тысяч машин. Глава компании отметил, этот проект сопряжен с растущими требованиями по снижению уровня шума и сокращению вредных выбросов. В случае отказа двигателя вертолет может до пяти минут находиться в воздухе и экипаж может подобрать площадку с воздуха для аварийной посадки. После 2030 года он станет, скорее всего, серьезной реальностью.
Однако Богинский не сказал о том, что для этого вертолета нет и в ближайшем времени не будет мощного электродвигателя, способного поднять такую машину в воздух, не решена проблема утилизации аккумуляторов и многое другое, необходимое для безопасной и надежной эксплуатации электровертолета.