Способности лошади и улучшения
Лошадь Джина изучит Horse Charge вскоре после прибытия на Ики. Если у вас осталось немного очков техники, оставшихся после ваших предыдущих приключений на Цусиме, вы можете полностью обновить Horse Charge. Вы найдете улучшения Horse Charge на вкладке Ghost Techniques. И что является Конный заряд?
Во время езды на лошади нажмите L1 для активации Horse Charge. Лошадь Джина бросится к группе врагов и растопчет любого, кто встанет у нее на пути. Horse Charge — отличный способ уничтожить бродячие банды монголов и по пути укрепить Призрачную стойку Джина. Спрыгивайте, активируйте Призрачную стойку и уберите всех монголов, которые еще не покрыты отпечатками копыт.
Чтобы еще больше улучшить свой Horse Charge, вы можете экипировать Horse Armor, в частности, Sakai Horse Armor. Разблокируйте это, завершив «Наследие Кадзумасы Сакаи», совершенно новую мифическую историю, уникальную для острова Ики.
Наконец, Джин может разблокировать седельные сумки для своей лошади, в которых будут храниться резервные боеприпасы, когда Джин достигнет максимума своей грузоподъемности. Например, если Джин держит максимально возможное количество стрел, любые дополнительные стрелы, которые он подберет, перейдут на его лошадь. Если вы играли Red Dead Redemption 2, вы поймете, как это работает. Конечно, ваши седельные сумки могут вместить не так много, но Джин может передать боеприпасы себе, подойдя к своей лошади и нажав Левый на D-Pad. Это отличный способ пополнить боеприпасы перед тем, как снести монгольскую цитадель.
«Призрак Цусимы» — это и вправду Assassin’s Creed.
В центре — хорошо знакомые по играм Ubisoft механики. Вот вам укутанный туманом войны открытый мир, вот вам вопросительные знаки на карте. Что же они прячут? Повышающие здоровье горячие источники, тренировочные площадки для укрепления «стамины», сайдквесты на пять минут, вражеские форпосты, маяки-вышки. Между этими точками — вражеские патрули, пленники у разбойников в лесу и все в таком духе.
Подобные игры — это уже отдельный жанр, окончательно оформившийся в уходящем поколении, со своей армией поклонников. Открытые миры в стиле Ubisoft легко любить, хотя в силу величины ими пресыщаешься — нужно делать перерывы. Между тем, в этом году таких миров будет два — нордический (через несколько месяцев выйдет «Вальгалла»), и самурайский.
В игре гигантский, но совершенно не раздутый мир
Разработчики, опять-таки, уже набили руку в создании открытых миров для inFamous, но «Призрак Цусимы» даже в этом совсем другой. По ощущениям я будто вернулся к прохождению The Legend of Zelda: Breath of the Wild, которую во многом любят за возможность почувствовать себя настоящим первооткрывателем. То есть полностью противоположное впечатление тому, какое бывает от очередной песочницы, в которой нужно рутинно пылесосить контент.
Нет, фундамент тут типичный: большая (очень большая) карта с парой сотен вопросительных знаков, которые делятся на десяток видов точек интереса. Но бездушный компас, который ведет вас к очередному мини-событию, разработчики замаскировали очень мило и довольно изобретательно. Например, к святилищам богини Инари вас приведут ее божьи посланники, лисы (их можно погладить!). К каким-то важным местам Дзина зовет желтая певчая птица, а столпы дыма поднимаются из мест, где разворачиваются Самым примитивным компасом служит ветер, который вызывается свайпом по сенсорном панели. В общем, ничто не рушит погружение игрока в псевдоисторический и очень красивый сеттинг.
Вся Цусима поделена на три региона, которые открываются по мере продвижения по основному сюжету. Карта действительно очень-очень большая и не идет ни в какое сравнение с тем же Сиэтлом в inFamous: Second Son. Первые дня два я практически игнорировал центральную цепочку квестов и просто скакал на верном коне, давая окружению привести меня туда, не знаю куда. Было захватывающе
Карта во-первых, насыщена теми самыми вопросительными знаками, а во-вторых, что не менее важно, очень разнообразно выглядит. Пожертвовав долей реализма (опять-таки, разработчики и не претендуют на достоверность), авторы сделали Цусиму миниатюрой целого мира: один регион покрыт снегом и льдами, в другом раскинулись ярко-зеленые поля и бамбуковые леса, в третьем я сделал под сотню снимков в фото-режиме, потому что там деревья с золотыми и красными листьями
Если бы у меня было время, я бы провел в игре минимум неделю, занимаясь исключительно фотоохотой. Дзину доступно несколько сотен головных уборов, повязок, масок, шлемов, брони, наборов мечника, многие предметы снаряжения можно красить в разные цвета. Фоторежим позволяет настроить все вплоть до каких-то немыслимых деталей: даже поменять фоновую музыку (для настроения) или напустить светлячков (с настраиваемой плотностью). Такие детали просто кричат об особенном отношении Sucker Punch к своей игре – это даже не амбициозность Rockstar или перфекционизм Naughty Dog, а чистая, пылающая любовь.
«Посмотрите, как здорово! Вам нравится? Нам тоже, очень!», – вот, какие слова авторов представляешь в голове, когда узнаешь, что герой может играть разные мелодии на флейте или складывать хокку в живописных местах. Или собирать самурайские знамена, чтобы открывать новые седла для лошади и слушать какие-то выдержки из культуры Японии тех времен
То есть заниматься вещами, которые не имеют очевидной геймплейной важности, но превозносят общую вдохновленность игры. Как самураи чтят традиции, так и авторы стремятся всячески показать уважение и восхищение все-таки чужой культурой – это все же американская студия и преимущественно западная команда
Поэтому в игру даже добавили «режим Куросавы» – возможность пройти ее с японской озвучкой и черно-белым пленочным фильтром.
Разнообразие вносят стойки и инструменты синоби.
Со стойками сложно: их нужно открывать, убивая военачальников монголов, потом нужно время на освоение. Всего их четыре: стойка камня против мечников; стойка воды против врагов со щитами; стойка ветра для копейщиков; стойка луны для жирных врагов. У каждой свои легкие и тяжелые атаки и они действительно помогают быстрее и эффективнее убивать соответствующих врагов. Вот только сложно жонглировать ими, когда на тебя летит десяток монголов и кто там в этой толпе только не смешался… Впрочем, умение быстро выбрать и применить нужную стойку — и есть высший пилотаж в «Цусиме».
А чтобы стало совсем круто, нужно использовать лук (со временем его можно еще заряжать огненными и взрывными стрелами), швырять кунай, дымовые бомбы. Со всем этим очень легко запутаться в кнопках и тогда драки могут смотреться неуклюже. Но если ловкости хватит — выходит крутое кино про ниндзю-самурая. Особенно если его еще и приодеть по стилю: выбор костюмов тут широкий. Жалко, что открываются синоби-инструменты долго — если не закрывать сайды и вопросительные знаки, то есть риск только к самому финалу открыть все игрушки героя.
Ну а стелс я как полноценный геймплей все же не рассматриваю — просто возможность избавиться от парочки врагов в начале штурма. Враги в «Цусиме» слепые, тупые и дольше минуты помнить не в состоянии. Вся тактичность ограничена прятками в высокой траве и под домами, да швырянием отвлекающих колокольчиков, которые тоже еще надо открыть. Игра вообще любит прятать за прокачкой навыки, которые стоило бы открывать сразу — еще одна беда, преследующая жанр.
Забавно, но до релиза Ghost of Tsushima я сравнивал ее с Assassin’s Creed в негативном ключе. А теперь сравниваю в позитивном. Это отличный самурайский экшен в открытом мире и идеальная Assassin’s Creed: Japan — лучше и сама Ubisoft бы не сделала. В игре хватает косяков, но все же ей как-то удается не раздражать, а обволакивать своей атмосферой и даже расслаблять. Может, и не шедевр, но достойное закрытие эры PS4.
Кто из героев видеоигр убил больше всех? Сравнили число убийств
Большое количество нюансов и обширная ветка изучаемых скиллов тут очень кстати, поскольку прохождение игры на 100% у меня заняло почти 70 часов. И это с учетом того, что я почти не останавливался, чтобы полюбоваться природой (а очень хотелось) и по максимуму абузил быстрое перемещение по карте (оно, кстати, работает молниеносно).
«Цусима» совсем не такая сложная, как может показаться. Я проходил игру на стандартной сложности (ее можно менять в любой момент) и, конечно, умирал, но только из-за серьезных ошибок или невнимательности. Дзина действительно могут зарубить за несколько ударов, но поначалу это лишь учит срезать численное превосходство противника перед самим боем, а позже только делает ощущения от битв острее. Здоровье в игре по умолчанию практически не восполняется: для лечения нужно нажать стрелку вниз и использовать одно очко решимости – так называется своеобразная энергия или мана персонажа, нужная для особо сильных атак. Решимость восполняется прямо во время боя при добивании врагов, или, например, после удачного парирования. То есть бездумно распоряжаться ресурсом не стоит, но и острой нехватки почти никогда не чувствуешь.
К относительно хардкорным испытаниям относятся разве что поединки – босс-файты один на один с особо опасным именным врагом. Тут нельзя использовать трюки вроде кунаев и приходится полагаться только на катану и скорость реакции: от «красных» атак уворачиваешься, остальные стараешься парировать или хотя бы заблокировать, наказываешь врага за ошибки. Самое крутое, что перед каждым подобным боем разработчики не упускают возможность любовно отразить самурайскую эстетику: каждой битве насмерть предшествует катсцена, в которой Дзин напряженно переглядывается со своим оппонентом, готовясь выдвинуть катану из ножен. То есть это одинаковые сценки, в которых меняется только моделька врага и фон, но по эмоциям бьет каждый раз как впервые. Потому что жанровые троупы надо почитать.
Кстати говоря, между сражениями стоит заглянуть в инвентарь и поменять снаряжение. Помимо оберегов с различными усилениями характеристик Дзину доступно (конечно, не сразу) в общей сложности с десяток доспехов, значительно отличающихся не только внешним видом, но и бонусами. И речь, к счастью, не о банальных цифровых значениях какой-нибудь защиты, а именно о перках, полезных для разных стилей игры и даже разных задач. Например, самурайская броня увеличивает количество здоровья героя и наносимый им урон в ближнем бою, что логично. Кроме нее есть, скажем, роба, в которой проще целиться из лука. И простое тканевое одеяние, в котором враги будут медленнее замечать героя. Но я почти все время ходил в одеждах путника – специальном наборе, заставляющим геймпад вибрировать с разной силой в зависимости от того, насколько близко находится какой-нибудь спрятанный предмет.
Потому что исследовать Цусиму как минимум не менее интересно, чем сражаться.
Версия для PlayStation 5
Ghost of Tsushima: Director’s Cut на PlayStation 5 содержит ряд
улучшений, недоступных на PlayStation 4. Разработчики немного
подкрутили и без того отличную графику, а также добавили несколько
особенностей Dualsence. Поскольку картинка и в оригинале была
неплохой, вы вряд ли ощутите глобальных отличий, если не будете
сравнивать напрямую. Однако новые возможности геймпада
действительно впечатляют.
Курки стабильно сопротивляются при совершении различных действий
особенно классно это сделано во время разрушения препятствий при
помощи крюка. Тактильная отдача позволяет действительно
прочувствовать разные поверхности, по которым передвигается главный
герой. Отдельно хочется отметить передвижение верхом на лошади по
твердой поверхности вы буквально ощущаете, как по контроллеру
проносится цокот копыт. Также вы можете своими руками
прочувствовать направление ветра, который указывает, куда нужно
двигаться по заданию. Кроме того, не стоит забывать про ускоренные
загрузки, экономящие кучу времени.
Небесный удар
- Регион: Идзухара
- Сюжет: Акт 1 – Вызволите господина Симуру
- Квестодатель: прихожанка из Золотого храма
- Требования: завершите квест «Молот и горн», а потом начните миссию в открытом мире
- Награда: умеренное повышение Легенды, способность «Небесный удар» и набор для меча
К югу от моста речных водопадов вы найдете музыканта, играющего на своем инструменте. Поговорите с ним. Он расскажет вам о бесстрашном воине, который захотел услышать историю о небесном ударе Шигенори. После этого воин впал в безумие и начал убивать всех людей, шедших по дороге. Однако одна женщина выжила и сбежала к мосту.
Начните следовать за маркером к необходимому объекту. Спуститесь под мост и побеседуйте с женщиной. Снова поднимитесь и позади моста найдите следы, оставленные конем Ясухиры. Начните идти по ним, и вскоре вы дойдете до лагеря монголов. Расправьтесь со всеми врагами, убивая их по одному в режиме скрытности, или сразившись с ними в открытом бою. Затем расспросите раба о нужном вам воине.
Направляйтесь к башне и войдите в нее. Изучите найденный свиток, а также белые листья, лежащие на столике с левой стороны, и плакат с местом дуэли, висящий справа на стене. Выйдите из башни и пообщайтесь с женщиной, чтобы узнать, где находится дерево с белыми листьями.
Поднимайтесь наверх по склону. Вскоре вы заметите врата Тории. Подойдите к жрице и пообщайтесь с ней касательно святилищ. Одно из них расположено неподалеку. Идите через врата и доберитесь до ограды. Повернитесь на 180 градусов, и вы обнаружите проход с правой стороны. Пройдите через него, поднимитесь наверх по уступам и деревьям, а затем воспользуйтесь полуразрушенным мостом. В итоге вы дойдете до святилища. Взаимодействуйте с ним для получения оберега Кагуцути.
С правой стороны от священного объекта расположен холм, на котором стоит дерево с белыми листьями. Доберитесь до этого деревца и отыщите точку для наблюдения. Перед вашим взором откроется целая роща с нужными деревьями. Бегите к поселению, захваченному монголами, и освободите его. В деревушке есть заложник, однако можете не беспокоиться о поднятии тревоги, так как враги все равно не убьют заключенного.
Расправившись со всеми противниками, поболтайте со спасенным человеком. Теперь идите к приюту, следуя за указателем. Вы заметите гору, в которую ударит молния. Отыщите упавшее дерево и перейдите на противоположную сторону. Разберитесь с монголами и доберитесь до вершины горы.
Здесь проведите осмотр клинков и мертвых тел. Далее вам предстоит сразиться с Яхусирой. Рекомендуем использовать стойку «Камень», которая идеально подходит для сражения с мечниками. При возможности парируйте удары и контратакуйте. Однако если вы видите, что босс подвел меч к поясу и готовится к выпаду, то держите палец рядом с кнопкой уклонения (отразить подобный удар невозможно).
Как только у Яхусиры останется мало здоровья, главный герой поймет, как выполняется техника «Небесного удара» и сможет скопировать ее – для этого зажмите вместе кнопки «круг» и «треугольник». Теперь вы сможете использовать эту атаку в любое время. Однако оно тратит 1 очко решимости.
На основе этой клюквы разработчики смогли написать неплохой сюжет.
Вторжение Монгольской империи — это лишь бэкграунд, нужный для того, чтобы разыграть семейную драму. Главный герой — Дзин Сакай, самурай из прославленного рода. Он трагически потерял мать и отца, воспитывал его лорд Симура, местный родзю — фактически глава Цусимы. После нападения монголов и самоубийственной попытки их отбросить, Дзин Сакай чудом остается жив, а Симура оказывался в плену у выдуманного Хотун-хана. Так что завязка классическая — нужно собрать команду супергероев, чтобы спасти дядю.
И это отличная команда. Одержимая местью воительница, потерявшая все; хитрый торговец-обманщик; мастер лука, невольно воспитавший чудовище и теперь охотящийся за ним; странствующий воин-монах и воровка с братом-кузнецом. Компашка в духе старых партийных RPG. А ведь у каждого спутника еще и персональная цепочка квестов есть, которая тянется через весь сюжет игры — и это это самые интересные и драматичные сайды в игре. Каждую цепочку без проблем можно было бы растянуть на целую игру. С множеством драматичных поворотов, и моралью — разве что диалоги местами туповаты.
Прогрессивные чары
Прогрессивный — это единственный способ описать четыре новых очарования, добавленных на остров Ики. Когда вы впервые встречаетесь с приютом для животных, будь то обезьяна, олень или кошка, вы откроете особый оберег для этого святилища. После первого испытания по стрельбе из лука вы разблокируете Амулет концентрации. Каждое последующее открытие и завершение будет улучшать эти чары. Разберемся поподробнее.
Стрельба из лука
По всему Ики разбросано восемь испытаний по стрельбе из лука. Вы можете использовать Ветер концентрации, чтобы найти их всех, но не зацикливайтесь на них. Обнаружив первое испытание, вы разблокируете Очарование концентрации. Это второстепенное заклинание постепенно увеличивает вашу концентрацию на одну десятую секунды по мере того, как вы набираете для него очки улучшения. Накапливайте очки, выполнив все три временные вехи испытания стрельбы из лука. Достичь всех семи целей за семь секунд — непростая задача без правильного снаряжения и амулетов.
Заповедники животных
На острове Ики есть три типа заповедников животных: олени, обезьяны и кошки. У каждого типа есть три святилища, которые игроки могут найти и завершить. Однако каждое святилище играет одинаково. Джин будет сидеть со своим дымоходом и играть мелодию из своего детства, чтобы успокоить и заманить животное. Вы будете физически перемещать контроллер вверх и вниз, следуя дорожке песни. Единственное, что мы можем описать, это Ghost of Flute Hero без кнопок.
Оленьи заповедники разблокируйте и улучшите Charm of Subaru’s Might, заклинание дальнего боя, которое блокирует голову врага после прицеливания из лука в течение 3,5 секунд. Время уменьшается по мере того, как вы завершаете Оленьи заповедники и улучшаете амулет.
Заповедники обезьян разблокируйте и улучшите чары защиты Маширы, чары защиты, которые расширяют ваше идеальное окно парирования на шесть секунд каждый раз, когда вы исцеляетесь. Однако лечение теперь стоит две решимости. Обновление увеличит продолжительность времени.
Кошачьи заповедники разблокируйте и улучшите Очарование Охоты Некомы, заклинание скрытности, которое позволяет вам бросить кунай в цель на расстоянии 15 метров во время цепного убийства. Улучшение этого чара увеличит расстояние, на которое можно бросить кунай.
Призрак – и герой, и злодей
Самое удачное решение Ghost of Tsushima – полностью убрать рудиментарную систему морали, надоевшую всем, кажется, еще после первого Mass Effect. Дзин Сакай – положительный, но многогранный персонаж, все больше уходящий с пути самурая и постепенно отказывающийся от понятия чести. Невозможность формировать личность героя, конечно, в первую очередь обусловлена геймплейными нуждами: проходить игру только как самурай или только как бесчестный призрак было бы утомительно. «Цусима» очень редко заставляет придерживаться стелса, а в остальное время позволяет как угодно пользоваться всем своим арсеналом, не переживая за какие-то счетчики кармы.
Для истории такой подход тоже оказывается благом. Сюжет довольно прост: самураи, при всей своей дисциплине и мастерстве, проигрывают хитрому Хотун-хану, как ножницы камню. Дзин поступается традициями ради народа, а последствия этого выбора игра не судит, как благо или зло. Вместо этого основная сюжетная линия посвящена саморефлексии героя о своем пути и тому, как к его развитию относятся близкие люди. Просто, но местами берет за душу. Как хокку.
К слову, в игре удивительно недурные второстепенные задания. В них герой в основном кого-то отслеживает или убивает, но сюжетно это обосновывается по-разному – то нужно кого-то спасти от монголов, то разрешить чью-то интрижку. Никакой безыдейной примитивщины вроде «собери 10 шкур антилоп» тут нет. Низшие второстепенные квесты начинаются зачастую неожиданно и заканчиваются за пару минут, не успев надоесть. Более внятные необязательные задания посвящены основным героям игры и сплетены во внятные цепочки – получились довольно интересные мини-истории о предательстве, мести и поиске смысла жизни. Они дополняют центральную сюжетную линию и под конец пробивают на сильные эмоции. То есть я сейчас даже не могу вспомнить, были ли в inFamous: Second Son какие-то второстепенные задания кроме зачистки карты, а вот дополнительные рассказы «Цусимы» наверняка вспомню и через несколько лет.
* * *
До прохождения игры я гадал, почему Sucker Punch столько лет ничего не выпускали: успел предположить и то, что студия отменила какой-то секретный проект, и что на самом деле разработчики просто на грани закрытия. Но по «Цусиме», на самом деле, понятно, куда делось время: игру просто додумывали и полировали до тех пор, пока не получилось настолько хорошо, что ничего менять уже и не хочется. Мало какой игровой блокбастер дает такое ощущение, обычно в какой-то момент продюсер просто приказывает доделать текущие задачи и отправить проект в печать.
При всей душевности игра все-таки не идеальна. За время разработки она успела заметно состариться идейно: скалолазание выглядит зеркальным отражением Tomb Raider 2013 года, навигация по миру все-таки подсмотрена у последней «Зельды», а каких-то принципиально новых механик в «Цусиме» и нет. Да на фоне идеально выверенной линейной The Last of Us 2 видно, что железо оригинальной PS4 уже задыхается от открытого мира, изъяны графики местами сложно замаскировать даже ярким арт-дизайном.
С другой стороны, никто вроде бы и не ждал, что «Цусима» будет каким-то прорывом, разрывом или другим громогласным событием. Она просто очень и очень хорошая, а местами даже замечательная. И спокойная – самое то, чтобы успокоить нервы после перфоманса от Naughty Dog и проститься с PS4 достойным последним эксклюзивом.
Турнир Скрытой бухты
Вскоре после завершения первых нескольких сказок об Ики вы разблокируете турнир Hidden Cove. Здесь Джин сразится с четырьмя уникальными противниками с помощью Bokken Sticks, японских деревянных мечей, используемых для тренировок. Каждый противник сражается с разным стилем боя и будет бросать в Джина разные движения, от которых ему придется парировать или уклоняться. За проигрыш нет штрафа, но вам нужно победить первых трех противников, прежде чем столкнуться с четвертым и последним противником.
Однако после победы над четвертым противником он станет торговцем, известным как Торговец Багровыми Красками.
Торговец багровыми красками
Ваш недавно побежденный противник предложит один предмет бесплатно из своего магазина. У него есть уникальный инвентарь наборов мечей, красок для брони, шляп и масок, доступных в его запатентованном малиновом цвете. Выбирайте бесплатный подарок с умом. Все остальное будет стоить вам с трудом заработанных цветов.
Рекомендации редакции
Несмотря на аналогию, «Призрак Цусимы» умеет красиво преподносить знакомые опенворлд-механики и отлично встраивает их в сеттинг.
Ghost of Tsushima — это дзен. Это путешествие вовсе не по Цусиме, а по всей древней Японии, сконцентрированной в рамках одного острова. Это игра, которая максимально раскрывается, когда ты не суетишься. Не просто не спешишь — а буквально наслаждаешься каждой минутой, систематически задерживаешься на красоте освещенной закатным солнцем синей гортензии. В этом Ghost of Tsushima близка с Red Dead Redemption 2 и немного с Breath of the Wild — если ловишь этот неспешный вайб и можешь позволить себе не рашить игру, то и удовольствия будет в разы больше. Такая медитативность — не случайный эффект, а продуманный ход разработчиков. И они сделали все, чтобы ее не нарушать.
Так, в «Цусиме» нет GPS: стрелочка над головой героя не появится, тропинки не заиграют неоновыми огнями. Направлять вас будет ветер — смотрите, куда наклонились травинки, туда вам и надо! Если отметить точку на карте, ветер будет направлять к ней. А если нет… то куда-нибудь еще — кто знает, где ты окажешься. Точно так же в интересные места героя могут привести певчие птички, а вражеский лагерь можно засечь по зареву и поднимающемуся на горизонте дыму. И так мир игры исследовать куда интереснее — на бумаге звучит туповато, а на деле это правда работает. Так «Цусима» раскрывается и освежает привычный открытый мир, как тот самый путеводный ветерок.
Но можно и по старинке рашить вопросительные знаки — отключить их, к сожалению, нельзя. Я вообще не советую специально отвлекаться на второстепенные активности. Хватайте только то, что под руку попадется и проходите квесты — добивать игру после завершения сюжета приятнее и удобнее.
Цусима – остров мечты
Когда после прохождения небольшого пролога игра отправит вас под мелодично растекающийся из колонок звон саундтрека и шум ветра в открытый мир, то очень сложно противостоять внешнему очарованию игры. Цусима – однозначно место, где захочется провести не только отпуск, но и купить небольшой домик и каждый вечер расслабляться в горячем источнике, сочиняя хокку и наблюдая за заходящим за небосвод солнцем. И если такой возможности не представляется в жизни, тем более сейчас, во время пандемии, то всеми этими вещами можно заняться в игре Ghost of Thushima. Именно в релаксирующем воздействии и кроется главное преимущество открытого мира «Призрака Цусимы», когда наблюдая за ожившими и трепещущими на ветру золотыми листьями хочется познать дзен.
Также достойно уважения, что несмотря на американское происхождение разработчиков из Sucker Punch, им удалось передать японский колорит природы на всех 40 биомов Цусимы, состоящих из гор, равнин, болот и лесов. В качестве вдохновения разработчики использовали личные впечатления от посещения острова и гигабайты записанных данных, включая звуки природы и отсканированные листки растений, растущих на Цусиме. С точки зрения визуального дизайна игра запросто метит в одни из самых красивых проектов среди всех эксклюзивов для Playstation 4.
Вот только в плане технологий все далеко не настолько идеально и явно уступает тому же Red Dead Redemption 2. Низкополигональные текстуры окружения, угловатая геометрия скал и топорная анимация, отдающая корнями в прошлое консольное поколение явно не способствуют лучшему погружению во время прохождения Ghost of Tsushima.
Так или иначе, но даже страстные фанаты восточной эстетики перестанут удивляться красотам Цусимы и настанет испытание открытого мира с точки зрения контента, и здесь все совсем неоднозначно. В первую очередь похвалы заслуживает минимализм интерфейса и система ветра, которая после свайпа по тачпаду обдает окружающий мир потоками сильных порывов воздуха и без видимых маркеров указывает направление к следующей точки интереса. Здесь же достойны упоминания встречающиеся на пути птицы и лисицы, ведущие к секретам – геймдизайнеры предусмотрели, чтобы при игре в «Призрак Цусимы» на PS4 геймер мог исследовать остров и все локации лишь изредка обращаясь к глобальной карте.
Но к самому наполнению мира есть ряд вопросов. Многих однозначно порадует, что в плане контента курс разработчики пытались взять скорее не на серию Assassins Creed, а на The Witcher 3: The Wild Hunt, что выражается в хорошо прописанных дополнительных заданиях, среди которых можно даже найти знакомые квесты по поиску легендарной брони. Практически за каждым побочным заданием в Ghost of Tsushima стоит небольшая история. Иногда наполненная грустью, а иногда до абсурда смешными моментами. Однако, к сожалению, первое впечатление может быть обманчиво и повсеместного уровня «Ведьмака» или RDR2 не стоит ждать, так как зачастую несмотря на прописанный фон квесты сводятся к рутинным задачам, вроде зачистке очередного форта или слежке за подозрительным персонажем.
Настоящего внимания заслуживают только линейки соратников, которые можно назвать лучшими дополнительными заданиями в Ghost of Thushima. Они выделяются за счет колоритных героев, необычных задач и даже головоломок в редких случаях. Всего заданий соратников чуть более двух десятков и на их фоне еще более невыгодно смотрятся стандартные дополнительные задания в «Цусимы», которые, по всей видимости, должны составлять основу для мотивации исследовать мир. Ведь исключая повторяющиеся в своей основе дополнительные миссии мир игры попросту мертв, предлагая за очередным уголком красивых декораций лишь теплые источники, святилища и покинутые хибары с остатками лута. Про какие-либо симуляции, создающие видимость живого мира и вовсе рассчитывать нет смысла.
Сказки острова Ики
Опять же, мы не будем раскрывать спойлеры самой истории. Однако расширение острова Ики глубоко погружается в прошлое Джина, поскольку мы узнаем больше об отношениях между Джином и его отцом, Казумасой. Орел вонзила свои когти в остров Ики с помощью галлюциногенного яда. Как только она возьмет под свой контроль Ики, она нацелится на Цусиму. Если Джин уже победил Хана, он увидит Орла как следующую угрозу своему дому. В противном случае он поймет, что не может выиграть войну на двух фронтах.
Перед тем, как игроки отправятся на остров Ики, Джин дает понять, что имя Сакаи здесь не приветствуется. Ему придется прикрыть свои знаки отличия, если он носит доспехи клана Сакаи, и не должен называть свое настоящее имя жителям Ики. Отныне наш главный герой известен как Дзин из Ярикавы. По мере развития сюжета вы узнаете, почему клан Сакаи не приветствуется на острове Ики.
Помимо основного квеста, у Ики есть множество побочных квестов и слухов, которые нужно решить игрокам. Однако нет таких длинных сказок, как сюжетные линии Сэнсэя Исикавы или госпожи Масако.
И всем этим можно и нужно наслаждаться в фоторежиме, в «Цусиме» он — отдельная механика.
Помимо стандартных вещей, вроде фильтров и экспозиции, в фоторежиме «Цусимы» можно настроить погоду, облачность, направление и скорость ветра. Можно наполнить сцену частицами и задать их плотность — среди вариантов не только разноцветные листья и сакура, но и разные птицы, бабочки и светлячки. Да тут даже анимацию окружения можно включить, чтобы все эти листики продолжали летать в застывшем мгновении, а трава красиво колыхалась на ветру. Если и этого мало — выбирайте фоновую музыку и настраивайте пролет камеры, чтобы в итоге записать эффектный ролик, демонстрирующий природу. Весь этот процесс сродни медитации.
Тут сражаешься как демон, это даже круче, чем быть супергероем
К каждому сражению с удовольствием подходишь творчески. Например, при штурме вражеского форта можно снять лучников меткими выстрелами, после чего приманить колокольчиком патрульных к пороховой бочке, а затем рухнуть на подошедших на шум взрыва врагов и разобраться с остальными в открытом бое. Или отыграть Призрака, полностью зачистив локацию без шума. Или побыть настоящим самураем, позвав врагов на противоборство – зрелищную дуэль, в которой нужно нанести один смертельный удар противнику в определенный момент, чтобы навести ужас на его соратников. Возможностей так много, что даже после убийства сотен (а может, и тысячи) врагов процесс совершенно не приелся.
Даже самый базовый тип боя, открытое сражение с катаной в руках, полон нюансов. Более-менее развитому Дзину доступно четыре стойки, каждая из которых эффективна против разных врагов: мечников, щитоносцев, здоровяков, копейщиков. Стойки отличаются как анимациями быстрой и тяжелой атак, так и уникальными связками и приемами – например, в стойке против копейщиков врагов (не только с копьями) можно отбрасывать ударом ноги, а Дзин-антитяжеловес вращается с катаной в руках, нанося урон по площади. Вражеские атаки можно парировать, проводя стремительную контратаку, блокировать, отступать в сторону, перекатываться. Какие-то атаки блокировать нельзя (подсвечиваются красным бликом), другие можно, но только при наличии определенного умения. На словах звучит, возможно, запутано, но эти нюансы добавляются постепенно, так что усвоить их не составляет труда.
Классическая история
Сюжет Ghost of Tsushima повествует о реально существующем конфликте между монголами и японцами, когда с подачи внука Чингисхана в 1274 и 1281 монголы безуспешно пытались захватить японский архипелаг. Одним из островов, оказавшимся в центре войны стала Цусима, на живописных просторах которого развернутся события игры. Заранее отметим, что на историческую точность история «Цусимы» не претендует, скорее на достаточно вольную трактовку событий, вдохновлённую классическими самурайскими фильмами японского кинематографа.
В центре истории герой Дзин Сакай — один из последних самураев из собственного клана, взявший на себя обязанность ударить в самое сердце терроризирующей остров армии монголов, по пути истребив многие сотни врагов. Разумеется, в истории на несколько десятков часов нашлось место нескольким неоднозначным темам, среди которых главная – внутренний конфликт Дзина, разрываемого между желанием следовать самурайскому кодексу и встретиться с врагами лицом к лицо и необходимостью стать «Призраком», нападающему из засады и в целом использующего «грязные приемы» для победы. Это тот редкий случай в играх, когда геймплей и выбор метода прохождения игры по стелсу или в открытом бою находят свое отражение в сюжете игры. Далеко не в такой степени, как в том же Dishonored, но поклонникам игры определенно стоит пройти ее дважды.
В остальном же история чрезвычайна классическая для эпоса, вдохновлённого японской культурой. Это не хорошо и не плохо, просто знайте, что очень часто персонажи игры и в особенности Дзин общаются между собой клишированными фразами, написанные как по шаблону с фильмов Акиры Куросавы. С учетом сеттинга подобный нередко гиперболизированный подход к созданию характеров персонажей и написания диалогов воспринимается как уместное явление. Однако некоторые геймеры могут не разделить творческие порывы сценаристов и в целом достаточно предсказуемую, прямолинейную историю.
С другой стороны, благодаря достаточно шаблонному сюжету играть в Ghost of Tsushima на PS4 намного легче, а для кого-то даже и приятнее после полного внезапных и далеко не самых приятных поворотов сюжета The Last of Us Part II.