Что за прикол про кодзиму о том, что он гений?

Metal Gear Solid (1998)

Эталонный для своего времени стелс-экшен, заложивший основы серии на годы вперед. Все, что было до — лишь разминка. Metal Gear Solid до сих пор умудряется быть кинематографичной, несмотря на технологии прошлого тысячелетия. Но что важнее, за киношностью Кодзима не потерял геймплей, сделав все-таки игру, а не интерактивный фильм.

Серия Metal Gear радикально рушит четвертую стену, и самый яркий пример — знаменитый бой с Психо Мантисом. Телепат обращается напрямую к тебе и комментирует твои же игровые предпочтения, если находит на карте памяти сохранения игр Konami. Он предлагает положить геймпад на пол, и с помощью вибромоторчиков — «силой мысли» — перемещает контроллер. Многие считают схватку с Психо Мантисом лучшим босс-файтом в истории видеоигр, настолько он въедается в голову. 

Ключ к победе над боссом тоже был неочевидным. Чтобы Психо Мантис не смог предугадывать действия игрока, нужно переключить геймпад во второе гнездо. С одной стороны, китч. С другой, Кодзима своими идеями реально вытаскивал геймеров из зоны комфорта и заставлял мыслить шире. Были, впрочем, и более скучные способы победить, но хорошо, что у игрока все же оставался выбор. 

С Психо Мантисом связана и одна крайне милая пасхалка. Если он обнаружит сохранения из Policenauts или Snatcher — других игр Кодзимы — то сам гений устами босса поблагодарит игрока за поддержку. Жаль, работает это только в японской версии MGS.

Менее известная особенность связана с другим боссом — Вулканом Рейвеном. Он появляется в окружении ворон, если их всех перебить, то Рейвен разозлится и будет действовать куда агрессивнее. Скрытый хардкорный режим и чуть более глубокое раскрытие персонажа через геймплей. Похожим образом можно будет разозлить одного босса и в Metal Gear Solid 2. Таких примеров в серии довольно много. Из забавного: Револьвер Оцелот грубо выскажется о навыках Снейка, если перед победой несколько раз проиграть в бою с ним.

Отливающий герой Нормана Ридуса в Death Stranding покорил многих, но Кодзима не в первый раз прибегает к механике деуринации. В одном из эпизодов MGS Снейк вместе с девушкой Мэрил Силвербург путешествует через пещеру, населенную волками. Если ударить Мэрил и тут же спрятаться в коробке, то она подзовет волка, который на коробку со Снейком внутри помочится. В дальнейшем можно использовать эту пахучую коробку, чтобы спокойно обходить волков — запах-то знакомый. Есть и менее агрессивный способ избежать внимания животных — экипировать платок Снайпер Вульф. Туалетных сцен в игре вообще было много, но это запомнилась именно своей полезностью.

Побег из тюрьмы с помощью бутылки кетчупа. Еще один абсолютно легендарный эпизод. В какой-то момент Снейк оказывается за решеткой и может покинуть камеру досрочно, разлив на полу кетчуп и притворившись мертвым. Можно, конечно, и просто под кроватью спрятаться и дождаться охранника, но так ведь веселее! В противном случае придется ждать, пока на выручку придет ниндзя. 

Кстати, происходит все это после пыток героя электричеством, во время которых нужно очень быстро давить на кнопки геймпада. Если после пыток связаться с помощью кодека — местной рации — с Наоми, то она предложит облегчить боль в руке с помощью массажа и включить вибрацию в контроллере.

Мэрил Силвербург — персонаж Policenauts, другой игры Кодзимы. Просто отсылка, но интересная. Policenauts — визуальная новелла Кодзимы, вышедшая только в Японии в 1994 году. Тема, звучащая на старте Metal Gear Solid, как раз оттуда. А еще на базе Shadow Moses можно найти плакаты игры. Но самое забавное — в Policenauts была девушка по имени Мэрил Силвербург и даже выглядела она в точности как в MGS. Но это все же разные герои.

Какие игры создал Кодзима

Первый выпущенный проект, над которым работал Кодзима, назывался Metal Gear (1987). Игра сделала настоящий переворот в индустрии, так как фактически была родоначальницей нового жанра Stealth Action и придала ему мегапопулярность среди игроманов.

Если ранее в играх смысл игрока состоял в том, что убить всех противников, то в Metal Gear гораздо выгоднее с точки зрения тактики было избегать столкновений, обходить врагов стороной, скрываясь в тени.

Следует отметить, что указанные игры выходили на платформе MSX – бытовых компьютеров 80-х гг, которые имели большие ограничения и малое распространение. А вот релиз Metal Gear Solid на платформе PlayStation придал данной серии невероятный мировой успех и прославили имя Хидео Кодзимы на весь мир. В игре было всё: и великолепный сюжет, и потрясающие персонажи, и отличная 3D-графика.

В 2005 году Кодзима, уверенно став на ноги к тому времени, получил в руководство студию Kojima Productions – подразделение Konami. Главным направлением студии была разработка и выпуск продолжений успешной серии Metal Gear Solid ибо другие игры гения оказались не столь широкоизвестными: Lost Warld, Snatcher, Policenauts и пр.

Чем еще прославился Кодзима? Известно, что он был очень увлечен проектом под названием Silent Hills (P.T.), в разработке сценария для которой участвовал известный режиссер Гильермо дель Торо. Короткая демо-версия игры была скачана более миллиона раз и получила хорошие отзывы у игроков. Однако уход Кодзимы из Konami привел к прекращению работы над этим проектом.

Первым проектом гения после разрыва отношение с Konami должна стать игра Death Stranding, издателем которой заявления Sony Interactive. В ней кстати тоже не обошлось без участия Гильермо дель Торо, поэтому проект обещает быть действительно интересным.

На Игромире 2019, который проходил в Москве, Кодзима собственной персоной раскрыл публике некоторые подробности вселенной Death Stranding и новом жанре, который уже успел получить название «strand game». Что из этого получится – увидим совсем скоро ибо релиз игры назначен на ноябрь 2019 года на PS4, а чуть позже игра выйдет и на ПК.

Metal Gear Solid 2: Sons of Liberty (2001)

Вторая Metal Gear Solid не переизобрела серию или жанр, но стала еще киношнее, а в детали и механики углубилась так сильно, что снова всех переиграла. В Sons of Liberty до сих пор самый собранный, логичный и попросту лучший сюжет в истории серии. И если в первую часть сегодня все-таки не каждый сможет играть (хотя есть отличный ремейк The Twin Snakes), то вторая почти не состарилась и ощущается не хуже, чем в день выхода.

Нереальное количество смешных разговоров по кодеку. Еще в первой Metal Gear Solid суммарное время диалогов по рации занимало аж шесть часов. Разным персонажам можно было названивать просто так, они с удовольствием комментировали действия Снейка и частенько диалоги получались уморительными. Но во второй части этого стало еще больше — у персонажей были комментарии практически на любую ситуацию и любое действие Райдена, нового главного героя.

В этом плане у Кодзимы юмор, правда, своеобразный. Например, если использовать кодек у писсуара, то Райден позвонит начальству прямо во время мочеиспускания, что незамеченным не останется. А если активировать кодек, запершись в туалете с плакатом девушки в купальнике, то начальство подумает, что герой собрался мастурбировать. При этом Розмари возмущенно заявит, что «ты бы хоть мою фотографию тогда использовал». Зато если набрать начальству после того, как Райдена обоссыт солдат (да, тут есть и такая сцена), то его пожалеют и успокоят. Ох, Кодзима.

Можно побрить Солида Снейка. Играя за Райдена, можно отыскать электробритву и подарить ее Снейку. Тогда при следующей встрече он будет гладко выбрит.

А можно терроризировать Отакона неприличными фотографиями. Когда он отправит Райдена за снимками Метал Гира, можно поразвлекаться, посылая ему не те снимки, что он ожидает. Некоторые ответы будут забавными. Например, глядя на это фото, Отакон скажет, что это многое объясняет…

Metal Gear Solid 2 просто переполнена мелкими деталями, впечатляющими даже сейчас

Игра во многом уникальна, но запомнилась она прежде всего маниакальным вниманием разработчиков даже к самым мельчайшим деталям. Примеров наберется миллион, так что приведу несколько своих любимых. 

Абсолютно бесполезный, а потому особенно восхитительный факт — лед для охлаждения напитков тает в реальном времени. 

Впрочем, чего удивляться: уровень взаимодействия с окружением в Metal Gear Solid 2 для своего (да и для нашего) времени беспрецедентный. Здесь в баре можно разбить каждую бутылочку на стойке, а с растений слетают листья, если по ним ударить!

Игра фиксирует попадания по разным частям тела противника. И это, кстати, вполне себе геймплейная механика. 

Морские вши расступаются перед Райденом, но если лечь рядом, они начнут по нему ползать. Пролежишь так слишком долго — и они съедят его пайки.

А еще в Metal Gear Solid 2 операцию могут испортить чайки — на их дерьме легко поскользнуться. А если на них долго смотреть от первого лица, то они еще и на лицо Райдену нагадят.

Metal Gear Solid V: The Phantom Pain (2015)

Последний выпуск Metal Gear от Хидэо Кодзимы — прощание с эпохой. Игра задумывалась как недостающая часть пазла в запутанной истории серии и была расхайплена так, что поиграли в нее, кажется, вообще все. Впрочем, куда больше внимания к ней привлек скандальный уход Кодзимы из Konami. Metal Gear Solid 5 — игра в открытом мире, изначально построенная так, чтобы у игрока в любой ситуации были десятки вариантов действий. Возможностей, деталей и неочевидных механик тут больше, чем во всех предыдущих «Метал Гирах» вместе взятых. Правда, игра их уже не прятала, довольно подробно все разжевывая почти всё тем, кто хотел слушать. Но ключевое слово здесь — почти!

Машины теряют управление, наехав на лошадиное дерьмо. Странная механика, которую показывали еще в ранних геймплейных роликах. На деле же она может оказаться полезной, ведь если прокачать доверие со своей Ди-Хорс на максимум, лошадка научится гадить по команде — и можно устраивать засады! Как инструмент ультимативного унижения это тоже работает прекрасно.

Если долго стоять под знаком «осторожно, может упасть ящик», то тебе на голову упадет ящик. Кодзима учит простым жизненным мудростям — не испытывай судьбу. Впрочем, поскальзываться на птичьем дерьме было веселее и поучительнее

В MGS V есть шапки курицы — и цыпленка (для лохов). Факт известный, но от того не менее смешной. Если погибнуть на миссии три раза подряд, игра предложит пройти ее в шапке курицы. Согласишься — получишь аналог суперлегкого режима, в котором враги на Биг Босса практически не будут реагировать. Но если постараться и даже в такой обстановке погибнуть снова, Metal Gear Solid 5 предложит элитную шапку цыпленка, едва вылезшего из скорлупы. Если выйти на задание в ней, то враги вообще будут только ржать над героем.

Я считаю эту механику гениальной без всякой иронии. Если ты действительно плох — игра имеет право над тобой посмеяться, но помочь все равно должна.

Если зайти в игру в день своего рождения — поздравлять будут всей базой. Мило и приятно. Секретные катсцены вообще — главное развлечение в Metal Gear Solid 5, но тема это изучена хорошо. Секретную концовку по случаю ядерного разоружения и танец Квает под дождем все видели наверняка. Кстати, Death Stranding игроков с днем рождения тоже поздравлять умеет — проверьте обязательно.

Краткая биография

студии Kojima Productions

Глядя на фотографии Кодзимы вы ни за что не догадаетесь сколько ему лет! Кажется, что это совсем молодой человек, этакий японский Гарри Поттер в смешных очках. На самом деле, Кодзиме ни много ни мало уже 56!

Хидео родился в Токио в 1963 году. В 13 лет его отец умер, и молодому человеку пришлось искать пути самостоятельного заработка, чтобы прокормить и себя и всю семью. Он пробовал писать статьи и рассказы, но особо успеха в этом не добился. После этого заинтересовался кинематографом, но и тут дальше пары небольших любительских фильмов про зомби дело не двинулось.

В начале 80-х начали появляться первые компьютерные игры, которые конечно на тот момент были еще крайне примитивны. Кодзима решил себя попробовать в этом деле и в 1986 году устроился в компанию Konami, где и началась его карьера геймдизайнера.

О личной жизни Хидео Кодзимы известно очень мало, т.к. он сам не любит об этом рассказывать. Известно только, что он женат и пара воспитывает общего ребенка. Больше ничего: ни имён, ни дат, ни фотографий – японцы не любят афишировать свою личную жизнь.

Кодзима – гений. Нет, Гений

В России Кодзиму часто называют Гением – все из-за мема «Кодзима — гений», возникшего после выхода Metal Gear Solid V: The Phantom Pain (об этой истории мы расскажем ниже), последней игры серии. Он действительно произвел революцию в индустрии.

• С Metal Gear Solid Кодзима перевернул устоявшиеся представления об играх. Продуманная механика, интересный стелс (в игре было выгоднее избегать конфликтов, а не идти напролом) и качественная графика шли вместе с глубоким сюжетом и отличными катсценами на движке игры.

Все катсцены Metal Gear Solid V – большой 5-часовой фильм

Да, сейчас подобная зрелищность неудивительна, но в 90-е подобных проектов было очень мало. Разработчики обычно ограничивались красивыми заставками, а в самих играх катсцен либо не было, либо вместо них использовалась съемка с живыми актерами. Кодзима же хотел соединить геймплей и сюжетные сцены на движке игры для создания максимального погружения.

• Многие считают, что его игры стали пророческими. Например, Metal Gear Solid 2 (вышла в 2001 году) посвящена заговорам, пропаганде и развитию искусственного интеллекта. Сюжет заставлял серьезно задуматься над тем, насколько сильно мы можем доверять анонимным собеседникам. До появления современных социальных сетей было три года.

• Кодзима часто использует аллюзии и символы, а фанаты постоянно находят в них новый глубокий смысл. Проекты геймдизайнера совмещают постмодернисткий сюжет и глубокий геймплей с персонажами из аниме, элементами фантастики, нереалистичными локациями и пошлым юмором.

• Кодзима обожает кино и не боится заимствовать понравившиеся ему элементы для своих игр. Например, на Хичкока геймдизайнер ориентировался при ограничении угла обзора камеры – так он добивался большего погружения и эмоциональной связи с протагонистом. Поэтому в Metal Gear 3 игроку при маскировке в кустах и стрельбе доступен только вид от первого лица.

Metal Gear Solid 4: Guns of the Patriots (2008)

Четвертая часть Metal Gear Solid — игра неоднозначная. Очень кинематографичная, все еще красивая, но вот геймплейно она понравилась далеко не всем фанатам. Размаха Metal Gear Solid 3 в ней не было, она стала более линейной, частенько подталкивала не к стелсу, а к открытым перестрелкам. Зная, куда идти и пропуская ролики Metal Gear Solid 4 можно пройти всего за несколько часов. Соответственно, и геймплейных тонкостей в ней стало меньше, но несколько памятных дизайнерских решений тут все же нашлось.

Психо Мантис снова рушит четвертую стену — на сей раз неловко. Вторая встреча с Психо Мантисом получилось по-настоящему смешной и ностальгической. Телепат снова пытается прочитать карту памяти консоли, только PS3 карты памяти уже не использовала, так что Мантис просто жалуется, что у него ничего не выходит. Дальше он пытается повторить трюк с перемещением контроллера по полу… вот только у оригинального геймпада PS3 — Sixaxis — вибрации не было, так что и этот прием не проходит, расстраивая Мантиса еще сильнее. 

Снейк может отломать у статуи пенис. Совершенно потрясающая возможность открывается уже в первом акте игры. Снейк может замаскироваться под скульптурную композицию. В процессе маскировки он почему-то хватается за пенис рядом стоящей статуи. Если повторить это много раз, то пенис отвалится (у статуи). За это даже трофей полагается.

Оцелот может поцеловать Снейка. Самая милая деталь. В ходе финальной битвы с Оцелотом нужно дождаться, когда возьмет Снейка в удушающий захват. Если не пытаться из него вырваться, то Оцелот крепко чмокнет героя в щеку. Ну а что, их все-таки многое связывает.

Смеющуюся Красавицу можно пофотографировать и заставить танцевать. Она непростой, но очень привлекательный босс — давайте признаем. Чтобы максимально насладиться ее красотой, нужно выдержать сражение и дождаться, когда Снейк и Красавица окажутся в белой комнате. Осталось только навести на даму камеру — и она начнет позировать. Нападать она не будет, пока Снейк не опустит объектив. Но можно добиться и еще более забавного результата. Для этого нужно достать айпод и включить на нем песню Oishii Two-han Seikatsu.

Санни играет на PSP в первую игру Кодзимы. Подглядывать нехорошо, но это слишком мило, чтобы устоять. Девочка играет в Pinguin Adventure — уверен, почти все вы в нее тоже играли, но даже не думали, что в ее создании участвовал Хидэо Кодзима.

Metal Gear Solid: Peace Walker (2010)

Мостик между старыми «Метал Гирами» и направленной на открытый мир, еще более сосредоточенной на геймплее The Phantom Pain. Мостик и геймплейный, и сюжетный. Peace Walker лишена зрелищных роликов, довольно однообразна, зато идеально заточена под быстрые игровые сессии — потому и вышла на PSP. Да и сюжет Metal Gear Solid 5 без нее будет понять непросто. Но сюда игра попала благодаря одной единственной возможности…

В Peace Walker можно сводить Биг Босса на свидание. В игре есть второстепенное задание, позволяющее вытащить на романтическое свидание на пляже Паз Ортегу, девушку c внешностью школьницы (чем она пользуется для выполнения заданий). Да, ее можно соблазнить, частично раздеть и даже заняться с ней сексом (предположительно!) в коробке. Ох, японцы! Но что еще круче, точно так же на свидание можно вытащить Каза — Peace Walker игра прогрессивная. При этом не обязательно быть джентльменом, никто не мешает показать себя конченым маньяком.

Мемы с Кодзимой

Мемы про Кодзиму стали популярны после релиза игры Metal Gear Solid V: The Phantom Pain. Тогда видеоблогер Гуфовский выпустил вирусный ролик «Кодзима — гений».

Это отсылка к американскому мему A HIDEO KOJIMA GAME – надпись регулярно появляется в играх Кодзимы, подчеркивая его вклад в сценарий и постановку.

В видео Гуфовский перечислял заслуги Хидэо: «Кодзима изобрел порох, Кодзима сам во всех своих фильмах делает все трюки, Центробанк привязал курс доллара к возрасту Кодзимы, Кодзимой вдохновлялись советские мультипликаторы».

На фото геймдизайнера добавляли альбомы Михаила Круга, «Гражданской обороны» и «Балтику»:

Сравнивали с Виктором Цоем:

Называли бурятом и татарином:

Metal Gear Solid 3: Snake Eater (2004)

Внезапный приквел, решительно задравший градус драматичности серии. Многие фанаты до сих пор считают третью часть высшей точкой Metal Gear и только Биг Босса признают настоящим Снейком. Можно придираться к ее местами абсурдному сюжету, но уж в плане детальности механик и геймплейных экспериментов она серию подняла на новую высоту. Да и с технической точки зрения это выдающаяся для своего времени игра.

Metal Gear Solid 3 стала еще плотнее работать с окружением. Один из самых простых и забавных примеров: если противник стоит под фруктовым деревом, фрукт можно сбить выстрелом и это спугнет врага. Более того — он не только сам сбежит, но и товарищей поблизости напугает. А у подвесного моста можно отстрелить один из канатов, из-за чего мост накренится и идущие по нему солдаты соскользнут вниз. 

Если лезть совсем глубоко, то хороший пример — летучие мыши в пещерах. Выстрелы их пугают, но достаточно врубить сонар и животные успокоятся. А еще собак можно отвлекать едой, пчелы не нападают на героя, если он в белом (пчел правда успокаивает этот цвет!), а вид от первого лица меняется, когда Биг Босс теряет глаз. Такого в Metal Gear Solid 3 очень много.

Если уничтожать оружейные склады, то у противников действительно станет меньше патронов. Разрядив всего одну обойму из винтовки, они будут переключаться на пистолеты. То же самое с запасами еды — уничтожая их, вы сделаете врагов заметно слабее. А еще голодные солдаты охотнее подбирают и едят отравленную пищу. Игра об этом не рассказывает, хотя механика действительно полезная!

Босс The End — настоящая легенда. С ним связано сразу несколько интересных механик. Во-первых, этот престарелый снайпер может умереть от старости. Достаточно сохраниться перед боем с ним и перевести системный календарь на неделю вперед. Впрочем, если ограничиться парой дней, то Биг Босс уснет и в катсцене после загрузки The End его пристрелит. Такое наказание за хитрость, но недостаточную терпеливость.

А еще деда можно убить вообще до самой битвы. Когда впервые увидите его вдалеке на инвалидной коляске – стреляйте разрывным патроном

Осторожно, Биг Боссу в голову прилетит колесо от коляски! Если же до битвы все же дотянуть, то можно использовать попугая The End. Его нужно отловить и выпустить уже во время сражения — он приведет вас к своему хозяину

Только не вздумайте птицу убивать — дед взбесится так, что мало не покажется. Всего одна битва, а сколько вариантов.

Смешных диалогов по кодеку меньше не стало, но есть один особенно важный разговор. Чтобы его инициировать, нужно набрать начальство, сидя в коробке. Metal Gear explained.

Почему Кодзима гений?

Из описания карьеры Кодзимы вы, наверное, уже поняли почему его называют гением. Но откуда пошел известный мем? Широкое распространение в рунете фраза «Кодзима гений» получила в 2015 году после довольно стёбного ролика на Ютуб видеоблогера Гуфовского:

Именно после него фраза Kojima genius пошла в народ, превратилась в мем, на неё стали делать фотожабы и массово использовать в соцсетях.

Да что говорить! Шутка зашла так далеко, что в 2019 году вышла книга Терри Вульфа про гениального геймдизайнера современности с нашумевшим мемом в качестве названия:

Можно бесконечно спорить о том, на самом ли деле Хидео является гением или же это больше хайп, прикол, сарказм, но нельзя отрицать то, что он привнес в игровой мир действительно многое. Один только жанр Stealth, который сейчас используется почти во всех AAA-играх, чего стоит

Добавьте сюда детальную проработку сюжета, игровой атмосферы, внимание к мелочам, внедрение инновационных фишек и пр., и вы сами поймете роль этого человека в геймдеве

Надо сказать, что сам Хидео весьма сдержанно относится к своей популярности и не спекулирует ею, как многие другие звезды. Во время съемок передачи «Вечерний Ургант» он отвечал о своей популярности так:

«Ну, во-первых, не думаю, что я гений, но раз меня все им называют, наверное, когда-то я им стану. Очень стараюсь быть им».

«Я действительно ощущаю определённое давление, но если нет этого, как сделать что-то хорошее? Мне кажется, что все создатели, артисты чувствуют это напряжение и благодаря этому преодолевают себя».

«Вокруг меня много талантливых людей, и мне очень сложно выбрать кого-то одного, они все по-своему гениальны. Особенно те, у кого я учился, вдохновлялся. Тарковский, например. Многие деятели искусства со всего мира повлияли на меня. Это для меня гении».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Dark stalker
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: